Нижний Тагил был исторически сложившимся местом русского кустарного промысла. Художественное чугунное литье Урала, достигшее блестящих успехов в середине ХVIII века, во многом обязано Нижнему Тагилу. Именно здесь формировались, а затем получили расцвет художественные промыслы и ремесла по обработке металла, камня, художественной росписи на металле. Например, изготовление расписных лаковых изделий: подносы, ковши, обшитые железом сундуки, покрывались лаковой живописью.

Славе этих изделий способствовали хорошие качества нижнетагильского железа, отличавшегося мягкостью и ковкостью, а кроме того масляный лак, известный под названием «тагильский». Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит А.С. Худоярову, основавшему целую династию художников Худояровых. К сожалению, в конце XIX века промысел этот прекратил свое существование, а к началу века XX был утрачен и секрет знаменитого масляного лака.

Новый всплеск художественной жизни города пришелся на предвоенные годы. Так, в декабре 1936 года при художественном отделе Нижнетагильского краеведческого музея, была создана художественная студия. В числе студийцев был и будущий директор Нижнетагильского художественного училища А.Я. Кравченко.

В годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил были эвакуированы художники из разных городов, которые активно включились в творческую работу в городе. Это объединение художников оказалось настолько жизнедеятельным, что уже в 1942 году в Нижнем Тагиле было создано отделение Союза Художников РСФСР, а также регулярно стали устраиваться многочисленные выставки. К слову, произведения, экспонировавшиеся на этих выставках и стали основой открытого 30 сентября 1944 года в бывшем Первомайском клубе музея изобразительного искусства.

А вскоре после открытия музея в городе появилось и Художественно-промышленное училище (ныне – Уральский колледж прикладного искусства и дизайна). Училище это продолжило традиции Нижнетагильской школы живописи, учрежденной еще Н.Н. Демидовым в 1806 году для подготовки художников декоративно-прикладного профиля.

Первый набор в училище производился лишь на два отделения – живописное и скульптурное, ну уже год спустя к ним добавались скульптурно-каменрезно-гранильное и формовочно-литейно-чеканное.

Все годы существования училища, его ученики и выпускники вносили немалый вклад в создание и разработку малых архитектурных форм при создании дворцов культуры, драмтеатра, жилых зданий и других объектов социально-культурного назначения.

Активно развивалась и выставочная деятельность училища. Не прошло двух лет с момента его основания, как состоялась первая выставка ученических работ. В дальнейшем эта практика стала доброй традицией, а музейные фонды училища стали пополняться все новыми и новыми экспонатами.

В настоящее время в учебно-производственных мастерских колледжа ведется подготовка по программам профессионального мастерства. Мастерские располагают достаточно мощной базой станков и оборудования, с помощью которых создаются в материале дипломные проекты. Свои творческие работы студенты представляют на городских, областных и Всероссийских выставках: «Тагильская мастерица», «Металл, камень, идея», «Мастер года по декоративно-прикладному искусству», «Молодые дарования России», «Ладья». А с 2004 г. колледж совместно с музеем «Горнозаводской Урал» является организатором научно-практических конференции «Худояровские чтения», целью которых является изучение и сохранение традиций в Уральских художественных промыслах.

Художественный металл.

Истоки художественной обработки металла уходят в глубокую древность. Бережно сохраняя традиции, свободно и творчески владея техниками декоративного оформления изделий: чеканкой, гравировкой, литьем, – выпускники Уральского колледжа смело и уверенно осваивают новые темы, материалы, технологии.

Визитной карточкой отделения являются ювелирные изделия с филигранью и уральскими самоцветными камнями. Ювелирные изделия молодых художников отличаются уникальным дизайном, новизной, своеобразием художественного языка, эмоциональной выразительностью образа и совершенством исполнения. Художественную выразительность изделиям придают пропорциональность форм, чувство ритма и динамика орнамента.

Мастера в своем творчестве сохраняют глубокую связь с народным искусством, что проявляется в формах и декоративном оформлении изделий.

Художественная резьба по камню.

Студенты специализации «Художественная резьба по камню» под руководством опытных мастеров-педагогов колледжа изучают традиции Уральского камнерезного дела. Совершенствуя свое мастерство в обработке камня, студенты учатся воплощать в материале свои творческие замыслы.

Мастера выполняют вазы с помощью токарной обработки, используя живописные яшмы, тагильские мраморы и другие породы поделочных камней. Неизменный интерес вызывает и анималистическая скульптура, мелкая пластика, письменные приборы, шкатулки и панно в технике флорентийской мозаики.

За время учебы студенты в полной мере познают удивительную красоту камня, учатся, используя его богатейшие декоративные качества, создавать яркие художественные образы.

Художественная роспись по металлу.

Художественная роспись по металлу – традиционное самобытное искусство, яркое проявление таланта и творческой фантазии народных мастеров. Первые упоминания о ней относятся к 40-м годам XVIII века и связаны с появлением на демидовских металлургических заводах в Нижнем Тагиле расписных железных подносов, которые так и назывались - «тагильские». В основе росписи – маховое письмо, главный мотив – «тагильская роза».

Выпускники колледжа в совершенстве владеют техникой кистевого мазка, образным воплощением пейзажных, сюжетных композиций, тонкой выразительностью и изяществом цветочного письма, нежной пластикой «золотного» узора. Богатство художественного языка, тонкий вкус, безупречность стиля и выразительность сочетается с бережным сохранением традиционных приемов декорирования изделий.